Ассоциация венчурного инвестирования

Новости

16.04.2015

О венчурной ярмарке и не только – Алексей Соловьев

В преддверии грядущих юбилейных XV Российской и X Казанской венчурных ярмарок мы пообщались с видными российскими экспертами в области венчурного бизнеса о состоянии отрасли, перспективах и инструментах ее развития.

Алексей СоловьевАлексей Сергеевич Соловьев
Управляющий директор венчурного фонда Prostor Capital

Алексей Сергеевич, венчурной отрасли в России немногим больше 15 лет. Как изменился за это время облик венчурного инвестора?

А.С.: Ровно так же, как меняется облик человека, когда он из романтического и неуверенного в себе подростка превращается в зрелого молодого человека, еще не мудрого, но уже вполне оправданно уверенного в себе и хорошо знающего, чего он хочет в этой жизни. Он уже не бросается во все стороны сразу в надежде «объять необъятное» и знает цену ошибкам. Венчурный рынок сегодня точно такой. Спустя несколько лет бурного роста он, наконец, притормозил и начал работу над ошибками: пришло время «собирать камни» – выходить из портфельных бизнесов, отчитываться перед инвесторами, в том числе, и для того, чтобы поднять новые деньги.  Это еще не зрелость, но уверенная в себе молодость – с четким выстраиванием приоритетов, предпочтением нишевых специализаций, переоценкой рисков, более осторожным выбором проектов, отказом от всеядности, поиском новых стратегий и практик. Скорость «забега» отошла на второй план. На первый вышли качество и эффективность вложений.

Роль коммуникаций в сфере бизнеса трудно переоценить. Какую роль, на ваш взгляд, играют венчурные ярмарки как коммуникативные площадки?

А.С.:  Коммуникативных площадок никогда много не бывает, чем больше возможностей инвесторам и предпринимателям встретиться, тем больше шансов для обеих сторон найти достойных партнеров. У ярмарок есть одно принципиальное отличие – они проходят не в Москве или Питере, где сосредоточены финансовые ресурсы, и где стартапы и так «избалованы» множеством средств коммуникаций с потенциальными партнерами, а в регионах, где непосредственное общение всех участников венчурного процесса происходит гораздо реже. За пределами Москвы есть очень много интересных команд, но у них гораздо меньше возможностей дать о себе знать. Ярмарки – хороший способ это исправить.

Бытует мнение, что «стартаперство» в Москве, да и в ЦФО в целом, стало «перегретым» сегментом, а в сфере интернет коммерции – и вовсе поговаривают о «пузыре». Правомочны ли такие оценки?

А.С.: Есть «пузырь» или нет – это вопрос отдельной дискуссии, а к интернет-коммерции уровень «претензий» всегда обоснованно выше – ровно потому, что такова структура венчурного рынка. Подавляющее большинство инновационных проектов так или иначе связаны с интернетом. Могут ли на это как-то повлиять ярмарки? С одной стороны, нет, потому что изменить расклад может только сам рынок, его законы, баланс спроса и предложения. А с другой стороны, может и да, если будут целенаправленно увеличивать долю «неинтернета», выискивать, собирать, мотивировать участвовать проекты из других областей – медицины, науки, нанотехнологий и т.д.

Современный технологический предприниматель, какой он сегодня?

А.С.: Умный, работоспособный, образованный, креативный, в общем, это человек, который обладает практически всеми необходимыми для выстраивания успешного бизнеса навыками кроме пока одного, но очень важного, – глобальности мышления. Бизнес-планы писать и с инвесторами работать научились уже практически все, а вот мыслить масштабно, без стереотипов и ограничений – нет. Большинство российских стартапов мыслят локально, «местячково», а если и замахиваются на международный рынок, то скорее на уровне смелых фантазий. Они медленно собирают команду, спокойно ищут деньги, долго ведут переговоры, не спеша выпускают прототип и т. д. За это время их нишу уже кто-то занимает.

Какие точки роста вы видите на рыке венчурного капитала?

А.С.: У любого венчурного инвестора всегда две ключевых заботы: поиск качественных проектов и новых инвесторов, готовых отдать деньги в фонд под управление. И с тем, и с другим всегда было сложно, а сейчас на фоне кризиса обе проблемы заметно обострились. В привычном – классическом инвестиционном формате в России работать становится все сложнее. Конкуренция за деньги потенциальных LP, как и за качественные проекты, уже критически велика и будет только увеличиваться. А значит нужно искать новые возможности повышать свою эффективность, отстраиваться, чтобы не стать 51-м фондом, который, как и все остальные, ищет и деньги, и проекты, разрабатывать новые модели и форматы инвестирования. Именно этот путь мы выбрали для себя и в итоге оказались первыми на рынке, кто начал развивать инвестиционную практику Media for Equity (доля за рекламу), предполагающую вложения в проекты в виде рекламного инвентаря в обмен на долю в бизнесе. По сути мы запустили новый для России бизнес, и у нас уже есть последователи.

Что касается поиска и выбора проектов, то для подавляющего большинства профессиональных российских фондов эта задача решается сегодня путем смещения фокусы на проекты с глобальным потенциалом, не ограниченным локальным рынком, а если национальным – то очень большим, с потенциально всероссийской аудиторией.

scroll to top


Версия для печати